Мы побывали на самом необычном фестивале этого лета и узнали, ради чего люди съехались в маленькую деревушку в Серпуховском районе со всей страны
Приближаясь к деревушке Злобино, точнее, к территории Земля Рада, расположенной неподалёку, мы напряжённо прислушивались, стараясь различить среди пения птиц и шуршания шин ритмичный бой барабанов. Ведь на три дня тихое, уединённое местечко Серпуховского района должно было стать барабанной столицей всей России. Сюда на ежегодный фестиваль Sun Drums Fest собрались ценители самого древнего музыкального инструмента в мире.
Загадочная земля
Каких только способов самовыражения и самопознания не открыли для себя россияне в последние годы! Разнообразные духовные практики, вегетарианстсво и веганство, множество ответвлений йоги, экзотические танцы и игра на причудливых инструментах - всё это так плотно вошло в жизнь тысяч русских людей, что вопрос о целесообразности подобного смешения культур отпадает сам собой. Люди тянутся к этому - значит это им нужно, чтобы украсить жизнь и чаще ощущать счастье. Взять ту же "Землю РаДа". Когда вдоль шоссе за деревней Гавшино вырос глухой деревянный забор с весёленькой надписью «РаДа», чего только про это место не сочиняли. Мол, всякие извращения там творятся, приличным людям про такое и говорить неудобно.
Но жизнь показала, что ничего эдакого в РаДе не происходит, зато с завидной периодичностью проводятся весьма любопытные фестивали, объединяющие последователей восточных учений и искусств. Впрочем, и любой непосвященный, но заинтересованный человек может посмотреть, что происходит за тем самым забором. Нас, например, пустили внутрь после минимальных согласований с организаторами. Кстати, немного о них. Во главе фестиваля, который проводится уже пятый год подряд, стоит молодой человек, основатель московской школы африканских барабанов Андрей Богданов. Вокруг него за несколько лет существования школы сформировался круг учеников-единомышленников, и к этому центру притягиваются музыканты со всей страны и не только. Андрей провёл небольшую экскурсию по разным зонам фестиваля. В роще у входа раскинулись палатки гостей. Люди приехали из Москвы, Самары, Твери, даже Минска. Продвигаясь глубже в лес мимо развешанных на деревьях «ловцов снов» и разноцветных фигурок птиц и зверей, мы вышли к огромному шатру-столовой и другому, который стал залом для мастер-классов. Поразительно, как среди леса за несколько дней выросли такие причудливые и уютные, почти сказочные строения. С кухни под открытым небом тянуло чем-то вкусным, пряным и необычным.
Кухня у нас вегетарианская и веганская, - пояснил Андрей, - Вот, очень вкусные блинчики со сгущенкой! Кто-то ходит поесть в кафе, другие привезли продукты с собой и готовят возле палаток. На территории есть баня, можно принять душ. Но главное, это, конечно, музыка. С самого утра на нескольких площадках начинаются мастер-классы от профессионалов для всех желающих, на сцене выступают уже заявившие о себе коллективы и сольные исполнители. А самое фееричное - это вечерний джем-сейшн, когда на главной площадке собираются и одновременно играют более 150 барабанщиков...
Запрещённые барабанщики
Если до сих пор в лагере было тихо, то теперь откуда-то стал доноситься гулкий барабанный бой. Он не был угрожающим, но не был и бравурным, ничего не доказывал и даже не мешал разговору, просто рождался и затихал среди деревьев. Голосу одного главного барабана вторили другие — похоже, их там много! Мы поспешили на звук, мимо палатки, где «барабанных дел мастер» настраивал чей-то инструмент, мимо девушек с перьями в волосах, которые вплетали такие же всем пожелавшим, мимо лотков с бижутерией ручной работы, мимо огромных увитых цветами качелей, словно парящих над лугом. И вот впереди еще один большой шатёр, украшенный разноцветными лентами и огранзой, из которого, пульсируя, идёт музыка. На пороге — десятки пар обуви. Мы тоже разуваемся и с небольшим усилием проталкиваемся внутрь круга людей. Что же внутри? Напротив входа сидит чернокожий мужчина с дредами и играет на африканском барабане-джембе. А вокруг него десятки людей, стоя и сидя, повторяют заданный ритм. Лица сосредоточенные, вдумчивые — это вам не дискотека, скорее урок музыки. Шепотом узнаём, кто учитель.
Видимо, Калю Куяте, африканец, - так же шепотом отвечает женщина без барабана, - По крайней мере, похож. Считается, очень крутой мастер.
Босые ноги просятся в пляс, но никто не танцует, поэтому выходим из шатра, чтобы гне смущать Куяте и его учеников развязным поведением на уроке. А вот и довольные, улыбающиеся люди! Признаться, мы рассчитывали, что таких здесь будет больше, но, видимо, утро добавляет участникам феста серьёзности.
- Я Виталий, приехал из Москвы — посмотреть, поиграть, пообщаться, - признался улыбчивый загорелый мужчина. - Раньше можно было играть в парках в столице, мы собирались, например, в парке Горького. А теперь делать этого нельзя без предварительного согласования с властями, поэтому проще вот так выезжать в леса. Пока вот ходим, смотрим, выбираем, к какому мастер-классу прибиться. Я тоже играю на джембе - это африканский барабан. Как-то в Крыму в бухте увидел музыкантов, попробовал, понравилось. Пришел к выводу, что чувство ритма есть у каждого, надо только развить. Например, обычная ходьба - это тоже своего рода музыка. Я немного поучился и теперь могу участвовать в таких вот фестивалях в свободное время. Так-то я работаю руководителем компьютерного учебного центра. Иногда приношу барабан на работу - играю в перерыве. Это заряжает энергией.
Привет соседям
За спиной всё это время не смолкает пульс барабанов.
- И как у него руки не отваливаются два часа бить по джембе! - с улыбкой произносит идущая навстречу женщина. - Я пятнадцать минут поколотила - ладоней не чувствую!
Для тех, кому жаль ладоней, на фестивале устроили танцевальные мастер-классы. Особый ажиотаж наблюдается на занятиях Яны Яманы. Эксперты утвержают, что Яна создала собственный стиль, объединив храмовые, племенные и этнические танцы. Может и так, а для новичка всё это просто красиво. Женщины старательно повторяют грациозные движения танцовщицы, а по полу ползают играющие дети. Немного размявшись, идём к главной сцене - здесь уже расчехляют барабаны трое молодых музыкантов. Их инструменты отличаются от уже знакомого нам джембе. По сути, это деревянный ящик, на котором играют, сидя верхом. А что, удобно - не надо беспокоиться о табуретке.
Это кахон, он родом из Перу, - пояснила Ольга - единственная девушка в коллективе, - Кахон сделан из дерева, а внутри есть подструнник. Ещё я играю на джембе и конго. Вообще, конго - не женский барабан, он слишком тяжёлый, сама я его не таскаю, ищу помощников. Да и дома у меня его нет, зато есть кахон и джембе. Пользуясь случаем, хочу передать привет моим соседям, которые становятся невольными свидетелями моих домашних репетиций. На самом деле, барабаны затягивают. Каждый из нас начинал с какого-то минимума, а теперь я, например, не представляю себя без это музыки. Кто бы что ни говорил, это всё равно творчество, самовыражение - то, что необходимо для полноценной жизни.
Час назад сонный лагерь полностью проснулся, на лужайках теперь людно, и с разных концов долетают звуки барабанов - то размеренные и веские, как шаги слона, то лёгкие и мелкие, как сердцебиение птицы. Вечером, когда вместо солнца этот лес будут освещать маленькие фонари и свечи, все эти звуки сольются в едином оркестре - если это молодое слово применимо к музыке, почти такой же старой, как само человечество.